Редакционная статья.
Различные подходы к внедрению парциальной программы по математике для дошкольников «Школа королевы Геры». Кудряшова Т.Г., ГБОУ СОШ 2086, г. Москва., Алимова С.В. Муниципальное образование Каневской район Краснодарского края, ст. Стародеревенская.
В данной публикации приводится алгоритм внедрения апробированной программы по математике для дошкольников «Школа королевы Геры» в деятельность дошкольных образовательных учреждений по двум направлениям: интегрирование в основную образовательную программу, реализуемую в ДОУ, и использование программы «Школа королевы Геры» в системе дополнительного образования в рамках организация платных образовательных услуг. Каждый этап внедрения программы требует нормативной регламентации. Образцы нормативных документов, сопровождающих процесс внедрения по указанным направлениям вы найдете в приложениях к данной статье.
3. Орел, Борискина Т.Н. Воспитатель МБДОУ-ЦРР-детский сад № 50. «Конспект занятия «Цветочная математика»». Публикация содержит конспект занятия «Цветочная математика», иллюстрированный фотоматериала о ходе этого занятия. Полезно ознакомиться с анализом занятия и сравнить отмеченные в нем затруднения с теми, которые могли возникнуть у вас. Хочу отметить, что задания на работу с новыми нумерациями обычно вызывают затруднения у детей. Автор публикации предлагает хорошо работающий способ снятия этого затруднения.Открыть
4. Орел, Гродская И.Л. Воспитатель МДОУ ЦРР №50 «Конспект занятия «Волшебный ларец»». Публикация содержит конспект занятия 8 часть 1 «Волшебный ларца», иллюстрированный фотоматериала о ходе этого занятия. Полезно ознакомиться с анализом занятия и сравнить отмеченные в нем затруднения с теми, которые могли возникнуть у вас. Хочу отметить, что задания на придумывание сюжета к заданной математической записи — нормальное явление для первых трех занятий. Затем у детей возникает повышенный интерес к выполнению таких заданий.Открыть
В публикации представлена подборка фотографий, иллюстрирующих ход областного семинара воспитателей-экспериментаторов, проходившего в п. Воротынский. Следует отметить, что благодаря усилиям методиста института развития образования г. Калуги Матвеевой Валентины Семеновны в этом регионе сложилась практика проведения семинаров для воспитателей, участвующих в одном проекте. Семинары всегда сопровождаются демонстрацией открытых занятий. Представленный в фотоотчете семинар не стал исключением. Его участники посмотрели занятие, которое проводила Никитина Светлана Николаевна, ознакомились в представленным ею самоанализом и высказали положительные отзывы о взаимодействии педагога и воспитанников на этом занятии. Авторы программы выражают огромную благодарность организаторам и участникам этого семинара. Мы надеемся, что эта форма трансляции опыта найдет поддержку в других регионах.
10. Калужская область, Кондрово. Филипова О.А. Руководитель математического кружка в ДОУ «Родничок» города Кондрово. «Видео отчет о проведении занятия «Волшебные превращения (Часть 2. Занятие 9)»». Представленное видео позволит вам посетить одно из занятий кружка, в котором апробировалась парциальная программа по математике «Школа королевы Геры». Вашему вниманию представляется занятие, на котором дети узнают, что на теневом портрете конструкции отображаются не все линии, некоторые из них остаются невидимыми. В остальное время дети повторяют изученный ранее материал. Я хочу обратить внимание на то, как воспитатель разрешила затруднение, возникшее на этапе рефлексии: дети забыли о существовании невидимых линий, тогда им на помощь пришел Петя и напомнил об это факте. Нет беды в том, что дети могут забыть о новом знании, но будет беда в том, что им об этом забыли напомнить. В данном случае воспитатель поступила очень профессионально.
В этой публикации представлена подборке фотографий, демонстрирующих индивидуальную работу детей и их работу в группах, взаимодействие воспитатель-ребенок и работу воспитателей-экспериментаторов во время одного из семинаров.
18. Челябинская область г. Снежинск. Белобородова Н.Ш. Томарева А.С., воспитатели МАДОУ №1. Фотоотчет о проведении занятия № 6 Часть 1. Публикация содержит план-конспект занятия «День рождения призм», на котором дети знакомятся с общими свойствами куба и призм и отличительными свойствами куба. Кроме этого дети узнают, как в Математической стране появляются новые названия фигур на примере с определением понятия «куб». Хочу обратить внимание на то, как четко соблюдается технология проведения занятия и как воспитатели организуют деятельность детей. Материал будет полезен тем, кто начинает работать по нашей программе.Открыть
19. Челябинская область г. Снежинск. Мерсалова И.С. и Емельянова А.В., воспитатели МАДОУ №15. Конспект занятия «Поездка в ельник». В этой публикации вы найдете интересный материал о том, как ее авторы проводили занятие «Поездка в ельник» и познакомили своих воспитанников с предметами конической формы. Конспект занятия сопровождается фотографиями, демонстрирующими деятельность детей на этом занятии. Материал будет полезен как тем, кто начинает работать по этой программе, так и воспитателям, имеющим собственный опыт проведения аналогичных занятий.Открыть
25. Московская область, Воскресенск. Косенко Е.В. Старший воспитатель МДОУ Центр развития ребенка Детский сад № 41 «Сказка». «Отчет по экспериментальной апробации парциальной программы по математике для ДОУ «Школа королевы Геры». Учебное пособие «В гостях у королевы Математической страны», часть I, занятие 13 «Знакомство с пирамидой». Автор данной публикации предлагает собственный вариант проведения занятия 13 часть 1 «Знакомство с пирамидой». В ней вы найдете описание занятия с фотоотчетом а его проведении и анализ проведенного занятия. В анализе Елена Валентиновна указывает на сложности, возникшие в ходе занятия и задает вопросы авторам программы. Так как аналогичные вопросы могут возникнуть у других читателей нашего сборника, то я решила ответить на них в аннотации.
Начну с последнего замечания: «Наше занятие длилось 40 минут (норма – 25 минут). Потеряли время во вводной части, когда делились на мальчиков, девочек и т.д. Вводная часть должна быть короче и яснее. Мне осталось непонятно, зачем строились на 1 больше». Первая часть занятия посвящается разностному сравнению. Она традиционна для всех занятий. На этом занятии рассматривается два способа разностного сравнения: сравнение через построение пар (сравнение количества предметов на карточках) и сравнение через построение количественно равных групп (Сравнение количества мальчиков и девочек парами). Второй способ является новым для детей. Такое сравнение — пропедевтический шаг перед введением укрупненных единиц счета. Его надо было сделать очень чисто, подробности реализации изложены в аудиометодичке.
Замечание первое: «Не выполнена воспитательная цель по условиям сюжетно-ролевой игры, т.к. в занятии таковая отсутствовала и у автора и в наших формах организации». В пособии и методическому сопровождению к нему четко определены роли детей в сюжете (например, деревья в сказочном лесу). Я могу предположить, что потеря задачи связана с изменением сюжета занятия.
Замечание второе: «Не выполнена учебная задача по повторению написания цифр. Данная деятельность не была предусмотрена автором и не введена нами».
Не могу согласиться с таким замечанием, так как и в тексте пособия и в аудиометодичке указывается на необходимость обвести цифру для числа один. Вероятно, авторам следовало подробнее пояснить термин «Обвести». В данном случае имелось ввиду обвести контур знака с комментарием его написания. Другая трактовка этого термина не предусматривалась.
Замечание третье: «Так как наши занятия проходят в детском саду, т.е. где ведется планомерная систематическая работа, пересказывание сказок на занятиях по математике не нужно, поэтому эта деятельность была пропущена. Это не отразилось на результате занятия». Цель такого пересказа — составление аннатированных пересказов, отражающих основной конфликт в сказке в двух-трех предложениях. Упражнение очень важное для тренировки понимания текстов. Жаль, что педагог от него отказался. Думаю, что это сделано в целях экономии времени.Открыть
В этой публикации представлено слайд-шоу, показывающее деятельность детей на разных занятиях по данной экспериментальной программе. Материал будет полезен тем, кто знакомится с содержанием и методическими особенностями работы по этой программе.
31. Воронеж. Борискина Н.В. Ответственный воспитатель МБДОУ №58. «Путешествие к звездочетам». Публикация содержит план проведения занятия, на котором дети знакомятся с укрупненными единицами счета и у них формируется представление о числовом луче. На этом занятии воспитатель предлагает использовать интересный прием, с моделью звездного неба. Материал будет полезен педагогам, приступающим к работе по программе «Школа королевы Геры».Открыть
33. Краснодар. Бурляева С.В., Бублик Н.В. Педагоги ДОО № 230 «Конспект занятия № 2 в первой части «Как колобок шару помог»». В этой публикации представлено подробное описание занятия «О том, как Колобок Шару помог» и фотоотчет о проведенном занятии. Хочу поблагодарить воспитателей за бережное отношение к авторскому замыслу. Им удалось внести в ход занятия уточняющие элементы, не разрушив при этом математическое наполнение занятия. Большое спасибо!! Этот материал будет полезен тем, кто приступает к работе по данной программе.Открыть